Средний Дон. Часть 1


Вступление

В середине июня, когда у большинства офисных работников начинается период отпусков, нас посетило сильное желание покинуть столицу.

Причем, не просто переместиться в пространстве из душной Москвы на дачу, или на черноморский пляж, а именно проехать на машине несколько тысяч километров, исправляя пробелы в личной географии. В этом году на встроенной в меня карте обнаружилось огромное белое пятно вниз от Москвы, на Юг. Понятно, что у среднестатистического москвича хорошо известная местность редко простирается дальше окрестностей собственной дачи, но даже просто известная местность у меня заканчивалась где-то в районе Тулы! Дальше следовала долгая однообразная серая полоса федеральной трассы М4 с кафе и заправками, и потом внезапно наступали Юг и Черноморское побережье. Названия вроде Воронежа, Тамбова или Липецка не вызывали у меня никаких ассоциаций кроме этапов чемпионата России по трофи-рейдам, да кадров из новостных телепрограмм.

Непродолжительный поиск в Интернете по запросу «путешествие из Москвы на Юг» привел меня на сайты команды геокешеров "Там в росиии", www.there.ru и проекта Дмитрия Колесникова под заманчивым названием "Экспедиция Средний Дон", www.podonu.ru. Полистав форумы обоих сайтов я понял - это именно то, что нужно: десятидневный маршрут от окрестностей Воронежа до окрестностей Саратова вдоль рек Дон и Медведица. Организатор обещал подробную дорожную легенду с краеведческой информацией и легкие трассы, проходимые на стандартном внедорожнике. Идея отпуска сама упала в руки. Решено! Едем на Средний Дон!

Подготовка

Прием заявок на участие был уже закрыт, но нам повезло - один участник не смог поехать, и мы заняли его место. Поскольку серьезного бездорожья не планировалось, подготовка нашего практически стокового Ленд Круизер 100 свелась к чистке радиаторов, замене воздушных фильтров и водружению аирбокса с маркизой на их законные экспедиционные места на крыше. Конечно, на всякий случай мы протерли от пыли встроенную в штатный бампер лебедку, положили в багажник полсотни метров удлинителей троса, лопату и запасную канистру – но это у нас уже обычный джиперский рефлекс. Вершиной нашего тюнинга стала мелкая сетка, целиком закрывавшая радиаторную решетку. Будучи установленной по совету участников предыдущих экспедиций, сетка должна была спасать нас от насекомых и семян степных растений в радиаторе. Забегая вперед, скажу - не спасла, и после поездки мы прочищали радиаторы еще раз.

Для нас эта экспедиция стала этапом Мастервинч Экспединш, http://www.mw-expedition.ru/ , большого интернет-проекта от крупнейшего сообщества путешественников Турбина, http://tourbina.ru/ , географического факультета МГУ, http://www.geogr.msu.ru/, путеводителя по России, http://strana.ru/ и Центра Экспедиционного Оборудования» http://www.compal.su/ . Подав заявку и наклеив наклейки, мы бодро влились в ряды ее участников.

Перед стартом

Выехали рано, Москва еще только начинала просыпаться и собираться на работу. До Воронежа добрались практически без пробок - все ремонтируемые участки на М4 удалось проскочить навстречу основному потоку. Завтра утром - короткий брифинг и старт. Но до этого времени нам предстояло найти себе команду. Дело в том, что участие в экспедиции командное, и многие участники предыдущих экспедиций приехали сразу несколькими машинами, а вот новичкам вроде нас предстояло либо организовать свою собственную команду, либо присоединиться к кому-нибудь. В этом году новичков набралось 4 экипажа – из нас получилась отличная и очень разношерстная команда: стоковый VW Tuareg с электронными примочками для бездорожья, наша почти стоковая Toyota Land Cruiser 100 со штатными блокировками и автомобильной лебедкой Master-Winch, стоковый УАЗ Patriot с силовыми бамперами и лебедкой, но без блокировок и умной электроники и подготовленный Jeep Commander также с электрической лебедкой и бамперами, но на 33-й шоссейной резине. Данный набор автотранспорта и наличие детей в экипажах задавали нашей команде спокойный темп - рано не встаем, в грязь без нужды не суемся, достопримечательности стараемся посетить по максимуму, в лагерь возвращаемся засветло. В общем, отдых на первом месте.

 

Маршрут

Все движение по маршруту задавалось дорожной книгой с GPS-координатами самых интересных мест и сервисных точек. Также организатор экспедиции, Дмитрий Колесников, заливал всем в навигаторы трек с автомобиля, который прокладывал маршрут. Следование треку не являлось обязательным, да и посещение всех интересных мест требовало жесткого графика - поэтому каждая команда сама выбирала ритм движения, количество достопримечательностей и время старта и финиша. Каждый вечер в базовом лагере у костра Дмитрий обсуждал с участниками пройденные маршруты, подводил итоги и выдавал трек следующего дня экспедиции.

Дивногорье

Самостоятельный выбор маршрута позволял нам избегать внедорожные «приключения» и посетить большинство достопримечательностей, не превращая отдых в гонку. Но даже при таком облегченном графике в общий лагерь мы попадали не раньше восьми вечера - в дорожной книге было сосредоточено такое количество интересного исторического материала, что глаза просто разбегались.

Начиналось наше путешествие с посещения Дивногорья. Эта местность описана еще у Геродота, затем - в "Слове о полку Игореве". На ней пересекались и сталкивались гунны и скифы, хазары и Киевская Русь, татары и казаки. Местность содержит большое количество пещер, которые известны с глубокой древности. Многие пещеры изначально были каменоломнями, где добывали мягкий меловой камень для строительных нужд. Несколько веков спустя эти места облюбовали монахи. Поодиночке, или небольшими группами "святые люди" зарывались в мел, обживая древние пещеры. Появились первые скиты, которые позднее стали монастырями. Масштабы подземного строительства сегодня очень сложно оценить полностью, многое разрушено после революции с приходом в эти места советской власти, пострадали пещерные монастыри и во время войны. В наше время сохранились лишь те места, куда не смогли попасть светские власти, и что успела забрать под своё крыло власть церковная. Но и этого небольшого количества достаточно человеку, первый раз попавшему в эти края.

Спускаясь в эти пещеры, перемещаешься лет на 200 назад. На поверхности давно уже появились столбы ЛЭП, сотовые вышки, трубы заводов и многоэтажные дома - среди построек нашей эпохи запланированный зодчими вид монастыря часто теряется. А под землей течения времени не ощущается. Время замерло и осталось на поверхности. Среди меловых коридоров в свете восковых свечей, в вырубленных в мелу киотах, уже много лет стоят потемневшие от копоти иконы. В заброшенных скитах вся нацарапанная на стенах современная шелуха облетает, и сквозь пыльные стены проступает вся сила и вера тех, кто выдалбливал себе маленькие кельи, кто вырубал вокруг монастыря отдельный замкнутый коридор для крестного хода. Не за деньги, не по принуждению, без караульных с собаками и пулеметных вышек по углам. Именно здесь, в пещерных монастырях, понимаешь всю силу веры обычных людей.

Степь

Все среднее течение Дона проходит среди меловых холмистых пейзажей и разноцветных степей. Фотографии отчасти могут передать буйство красок, но они не способны донести всё разнообразие степных запахов. Книжное выражение "пустынная выжженная степь" потеряло для меня, городского и лесного (если не сказать – болотного) человека, всякий смысл. Такого количества растений, цветов, колючек и трав я еще не встречал. Мы передвигались по степным дорожкам, которые, то превращались в глубокие тракторные колеи, то внезапно растворялись в невысокой траве. Подготовки наших машин хватало за глаза. Больше всех меня удивлял Туарег, который не отставал от Патриота и Ленд Круизера. Пощелкивая своей электроникой, он спокойно пересекал даже глубокие канавы. А когда организаторы устроили скоростной доп-участок по полевым дорогам, Туарег уверенно привез нашей команде первое место с большим отрывом от остальных участников всей экспедиции! Пневмоподвеска в режиме комфорт в сочетании с мощным 3.5 литровым двигателем позволили ему развивать на грунтовых прямых участках большую скорость. Наше недоверие к электронным "приспособам" современных внедоржников потихоньку рассеялось. Правда, проверять глубину брода, заявленную производителем, мы не стали.



Новости

все новости
Автомобильные лебедки Master WinchАвтомобильные лебедки Master Winch

Автомобильные лебедки от компании КОМПАЛ

Компания Компал эксклюзивный дистрибутор на Российском рынке лебёдок для автомобилей и ATV марки Master Winch