Средний Дон. Часть 2


Культурная навигация

Маршрут экспедиции пролегал по всевозможным культурным и историческим достопримечательностям, по казачьим, а значит, православным местам. Ежедневно мы останавливались у святых источников с купелями, после которых в теле надолго поселялась невиданная бодрость. Вершины многих крупных холмов венчают огромные кресты, вокруг стоят церкви и монастыри. Отсутствие достаточного количества строевого леса подразумевало каменные или подземные строения.

Везде нас приветливо встречали местные жители и священнослужители, которые помогали добраться то в заброшенные и неразведанные нижние уровни Белогорского монастыря, то к чудо-камню Усть-Медведицкого монастыря с отпечатками ладоней и колен матушки Арсении.

Музей

Пробираясь левым берегом Дона, мы пересекли федеральную трассу М4 и попали в Богучарский район, Воронежской области. Там нас ожидала очень интересная культурная точка - экскурсия в школьный музей.

Все слышали о Сталинградской битве – в 1942-м году группировка фельдмаршала Паулюса оказалась в плотном кольце наших войск, прорвать блокаду у фашистов не получилось, армия была разгромлена, более 300 тысяч солдат и офицеров, включая самого Паулюса, попали в плен. Но мало кто знает, что во многом разгрому фашистов способствовала операция «Малый Сатурн», прошедшая на донской земле в декабре 1942-го года. Танковый корпус генерала Баданова при поддержке пехотинцев, совершив марш-бросок на несколько сотен километров, разгромил крупную авиабазу противника в станице Тацинская. Авиабазу, снабжавшую окруженную группировку всем необходимым. Кроме того, в ходе операции нашими войсками было перерезано железнодорожное сообщение немецких армий с тылом, а также оттянута от Сталинградской битвы значительная часть вооруженных сил противника. Тяжелые кровопролитные бои, большие потери с обеих сторон – глубокие раны оставила война на Донской земле.

Операция «Малый Сатурн» нашла свое отражение в экспозиции школьного музея Николая Новикова в селе Дубрава, Богучарского района, Воронежской области. Этот музей широко известен в крае, периодически проводятся выездные выставки, экспозиция постоянно пополняется. Николаю Львовичу 65 лет, большую часть жизни он собирает все, что связано с Великой отечественной войной. Военно-патриотический клуб «Память» под руководством Новикова ежегодно проводит поисковые мероприятия, хоронит бойцов, разыскивает родственников найденных солдат. Работы ему "на сто лет вперед припасено". Еще лежат в степи непохоронеными чьи-то деды и прадеды. Лежат под Дубравой в засыпанных окопах и распаханных воронках солдаты нескольких армий – нашей, немецкой, итальянской, румынской, венгерской.

«Мы идём дружиной с Дона, Дон – казацкая река». Невозможно быть на Дону и не побывать в родной станице главного донского бытописателя Михаила Шолохова, автора романа «Тихий Дон» получившего в 1965 году Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В станице Вёшенская мы посетили дом-музей писателя. Сейчас вся станица живет и существует благодаря наследию писателя. Работает несколько музеев, встречает туристов пансионат «Вёшенский» с местной минеральной водой. Вёшенская показалась нам одной из самых «живых» станиц.

Из Вёшенской уходим на Серафимович. До революции станица Усть-Медведицкая, через которую шел большой поток грузов по воде через Дон к Черному морю, была центром одного из семи округов казачьего Войска Донского. При советской власти, в 1933-м году, станицу переименовали в честь известного писателя Александра Серафимовича. Во время Великой Отечественной войны Серафимович стал крайней точкой, куда с Юга дошли немецкие войска, и где они остановились. Город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 3 августа 1942 года, освобождён 27 августа 1942 г. войсками Сталинградского фронта. Именно отсюда началось наше наступление на Сталинград. Вокруг города находятся десятки военных памятников и братских могил.

В районе Серафимовича мы прощаемся с Доном и уходим к другой, очень интересной русской реке - Медведице. Еще двести лет назад она была судоходной, с развитой навигацией. Баржи с зерном, мукой, овсом и другими товарами тянули бурлаки. С развитием железных дорог в крае навигация на Медведице пришла в упадок.

Дюнная гонка На 5-й день пути организаторы предложили участникам экспедиции небольшую дюнную гонку, проходящую по краю Донско-Арчединских песков. Эти пески представляют собой самую северную песчаную пустыню в мире. Состоят они из речных отложений древнего Дона и его притоков. Ландшафт неоднородный, преобладают холмы и бугры разной высоты.

Трасса представляла собой не очень длинный коридор, размеченный вешками и сигнальными лентами и мягкий песок под колесами. Песка было много. Тяжелая Тойота плыла по нему, как самый настоящий крейсер, периодически проваливаясь по ступицы. Но автомобильная лебедка так и не понадобилась!Очень приятно было катать эту небольшую трассу, зная, что спустя месяц по нашим следам пройдет один из спецучастков международного ралли-рейда "Шелковый путь 2011".

Эпилог Экспедиция «Средний Дон» длилась 30 дней и была разделена на две части. Первая часть проходила вдоль Дона и Медведицы и была особенно интересна новичкам, тем, кто никогда не бывал в этих краях. Вторая часть шла по Волге до Цимлянского водохранилища и предполагала более внедорожное участие для тех, кто приезжает уже не первый раз. Нам удалось поучаствовать только в первой части, и мы благодарны за это Дмитрию Колесникову и его помощникам. У них получился очень интересный проект. Дон и Медведица стали нам гораздо ближе, туда хочется возвращаться снова и снова. Полученных эмоций как раз хватит до следующего лета, до следующего Среднего Дона. Теперь нас ждет вторая, проходящая по Волге, часть. to be continue...



Новости

все новости
Перетяни нас, если сможешь.Перетяни нас, если сможешь.

Автомобильные Лебёдки от компании КОМПАЛ

Компания Компал эксклюзивный дистрибутор на Российском рынке лебёдок для автомобилей и ATV марки Master Winch